HAVw A5 Juggernaut
Тяжелый штурмовой бронеавтомобиль «Джаггернаут» А5
«Джаггернаут»
Характеристики:
Название Heavy Assault Vehicle/wheeled (HAVw) A5 Juggernaut
Производитель Kuat Drive Yards
Длина 21.8 метра
Высота 15 метров (с учетом высоты башни)
Экипаж 7 или 8 (1-2 механика-водителя, командир и 5 стрелков)
Десант 50 солдат
Скорость крейсерская 70 км/ч
Скорость максимальная 200 км/ч
Автономность 1 стандартная неделя
Щит нет
Корпус
DR 20
Threshold 75
HP 320
Вооружение 3 тяжелые лазерные пушки. Размещение: 1 турель в носовой части машины и по 1 пушке на левом и правом борту. Артиллерийский расчет – 2 стрелка. Эффективная дальность стрельбы – 2 км.
1 двуствольная средняя бластерная пушка в турели. Расчет – 1 стрелок. Эффективная дальность – 1.5 км.
2 гранатомета. Расчет – 1 стрелок. Эффективная дальность – 400-500 метров.
Грузовместимость - 1 метрическая тонна (при наличии десанта)
Стоимость 200 000 кредитов за новый или 120 000 за подержанный
Описание:
День 17ый: первичный вал трансмиссии на Джаггернауте-11 вышел из строя. В службу снабжения был отправлен запрос на новую деталь.
День 22: Повторная отправка запроса по поводу
замены испортившегося вала.
День 38: первичный вал до сих пор не прибыл. Пожалуйста, ответьте.
День 50: Ждем прибытие первичного вала трансмиссии.
День 123: Ждем прибытие первичного вала трансмиссии…"
Выписки из журнала имперского механика, служащего на
Датомире, о графике ремонта «Джаггернаута»
«Джаггернауты» - хорошо бронированные и тяжеловооруженные полноприводные бронеавтомобили колоссальных размеров, практически безраздельно господствовавшие на полях сражений последних десятилетий Старой Республики и в течение большей части Войны Клонов. Лишь появление шагохода АТ-АТ – столь же огромной и смертоносной машины – заставило «Джаггернауты» уступить пальму первенства.
«Джаггернаут» А5, получивший среди солдат прозвище «катящийся брусок» (rolling slabs), был создан в последние десятилетия Старой Республики и являлся глубокой модернизацией предыдущей модели серии – «Джаггернаута» А4. К слову, модели А4 к тому моменту уже исполнилось несколько столетий и она давно перестала отвечать требованиям времени, хотя ее все еще можно было встретить на задворках галактики. По правде говоря, общего у этих машин было немного. Роднил их принцип размещения вооружения, некоторые общие элементы компоновки и выдвижная телескопическая сенсорная башня – общая черта «Джаггернаутов» всех моделей. Главным же отличием (по крайней мере, внешним) было шасси. А4 был гусеничным, а при создании А5 инженеры Куата решили отдать предпочтение колесному ходу, из-за чего новый «Джаггернаут» не только не уступал по проходимости предшественнику, но и заметно превосходил его по части максимальной скорости.
«Джаггернаут» А5 разрабатывался для небольших армий локальных планетарных правительств. Особенно он был полезен тем государствам, которые только начинали строительство собственных вооруженных сил. Руководители корпорации Куат верно оценили перспективы рынка, спрос на котором на тяжелую бронетехнику нарастал с каждым годом как снежный ком. И это неудивительно. В ту противоречивую эпоху, когда безопасность небольшого государства гарантировалась только устными заявлениями республиканского сената, а пираты и работорговцы распоясались настолько, что имели собственные планеты (и даже квази-государства), осмеливаясь диктовать свою волю некоторым правительствам. Кстати, криминальный мир (особенно кланы хаттов) тоже частенько обзаводился «Джаггернаутами», не говоря уже о десятках моделей танков поменьше. Последний факт наводит на мысль, что продажи столь мощных колесных боевых машин никак не ограничивались республиканскими законами, или их даже не пытался пресечь республиканский Корпус Юстиции. Помимо этого, «Джаггернауты» часто приобретали крупные корпорации для защиты своих производств и для, так сказать, «агрессивных переговоров» с клиентами в деле отстаивания корпоративных интересов. Случались даже отдельные заказы от некоторых губернаторов, видевших эту грозную боевую машину идеальным кандидатом на роль «бронированного лимузина».«Джаггернаут»
Наибольшее распространение «Джаггернауты» получили в годы Войны Клонов. Только тогда Сенат Старой Республики, наконец-то осознав масштаб угрозы, исходящий от Конфедерации Независимых Систем (КНС), и понимая, что демилитаризованные системы будут легко захвачены войсками сепаратистов, принял резолюцию, официально разрешающую всем планетам иметь собственные силы самообороны. Хотя все сознательные правительства, осознавая, куда катится Республика, уже давно стали обзаводиться собственными войсками. Разве что теперь все подобные усилия поддерживались деньгами из республиканской казны.
Описанная выше идиллия свободной продажи «Джаггернаутов» всем желающим продлилась вплоть до становления Империи, когда новообразованное государство стало ограничивать распространение этих машин. Некоторое количество А5 даже было реквизировано новой властью. Но надо признать, что, даже при большом желании императора, невозможно было изъять все негосударственные «Джаггернауты», разошедшиеся к тому моменту по галактике сотнями тысяч штук.
Машина приводилась в движение пятью парами колес, смонтированными на массивной раме. Каждое колесо имело индивидуальную систему амортизаторов (возможно, гидравлических) для гашения вертикальных колебаний и сервоприводов. Электронно-механический блок синхронизации колес, коробка передач и часть двигателя находились в блоке между колесными парами. Дорожный просвет «Джаггернаута» составлял около 2 метров. Колеса имели диаметр около 3.5 метров и ширину порядка 1 метра. Большая ширина колес уменьшала удельное давление, снижая вероятность завязнуть в мягком грунте.
Можно сколь угодно спорить, зачем разработчики «Джаггернаута» выбрали для своей машины именно колесное шасси. Аргументы у защитников колесного гиганта следующие:
Во-первых, колесное шасси технически проще, чем гусеничное или репульсорное. Репульсорный транспорт, помимо сложности эксплуатации, имеет еще и ряд ограничений по части применения. Например, ни одна репульсорная машина не может преодолеть защитное поле (например, поле повстанцев на Хоте в 5 эпизоде – прим.), и ее легко может пригвоздить к земле ЭМИ разряд или даже ионная буря.
Во-вторых, проходимость и ресурс. Среди всех известных в мире ЗВ шасси, только «ноги» шагоходов обладают большим давлением на грунт, а, следовательно, и меньшей проходимостью. Колеса в этом неофициальном рейтинге стоят на втором месте, немного уступая гусеничному ходу. Но ресурс гусениц всегда был ниже, чем у колес. Следовательно, и стоимость эксплуатации у гусеничной техники выше.
В-третьих, скорость. Гусеничное шасси, из-за особенности своей конструкции, никогда не позволит машине таких размеров и массы (не менее 300 тонн) разогнаться до 200 км/ч. Например, дроид-танк XR-85, тоже бывший редкостным гигантом в мире бронетехники, мог разогнаться только до 70 км/ч. Но справедливости ради замечу, что невероятно быстрые гусеничные машины все же существовали. В качестве примера можно привести имперский легкий танк CAVw PX-10, максимальная скорость которого составляла… 260 км/ч! Однако PX-10 был всего лишь 5.1 метра в длину и около 2 метров в высоту и поэтому не может выступать аргументом в данном споре.
Вдобавок ко всему вышеизложенному не стоит забывать, что «Джаггернаут» разрабатывался в первую очередь для армий локальных правительств. И вот тут стоит вспомнить, что уровень развития миров Ядра и Внешних Территорий сильно отличался; чем дальше от центра – тем примитивнее технологии. Даже в последние десятилетия Республики, на планетах Ядра и Внутреннего Кольца, несмотря на мелкие вооруженные конфликты, было относительно спокойно. Больше всего воевали в мирах Среднего и Внешнего кольца. Несложно догадаться, что в вечно воюющем захолустье встретить большое количество квалифицированных механиков было так же трудно, как найти совесть у хатта.
«Джаггернаут» имел два поста управления. Это необычное (для ЗВ) инженерное решение было вызвано большим радиусом поворота (циркуляции) машины, а также ее неспособностью (в отличие от того же AT-AT) разворачиваться на месте. Если «Джаггернауту» срочно требовалось изменить направление движения, находясь при этом на узкой улице, в каньоне или другом узком пространстве, где разворот был невозможен или затруднен, механик-водитель и командир могли перейти на кормовой пост или передать управление дублирующему члену экипажа, находящемуся на корме. При этом скорость движения задним ходом была такой же.
При наличии экипажей одновременно в передней и задней кабинах и отсутствии слаженности действий между ними могла возникнуть неприятная ситуация. Если механики-водители в передней и задней кабинах одновременно пытались совершить маневр в разных направлениях, система могла дать сбой и «замкнуть» колеса. После этого, в лучшем случае, машина останавливалась, а в худшем – переворачивалась.
Максимальная скорость «Джаггернаута» составляла 200 км/ч, но очевидно, что экипажи редко разгоняли свои машины до максимума, ограничиваясь крейсерской скоростью. Дело в том, что из-за большой массы и инерции машины безопасно осуществить поворот можно было лишь на скорости не более 25 км/ч. При маневрировании на больших скоростях возникала угроза опрокидывания.
Главным калибром «Джаггернаута» были три лазерные пушки. Одна из них находилась в турели над передней кабиной, а две другие – по бортам, в районе кормового поста управления. Дальность стрельбы этих пушек составляла 2/3 дальности аналогичных орудий АТ-АТ, а их мощность, как и мощность пушек АТ-АТ, лишь немногим уступала корабельным лазерам. Пушки использовались для уничтожения техники и солдат противника в укреплениях. Расположение пушек по бортам позволяло сократить количество «мертвых зон» (непростреливаемых участков), не позволяя вражеской пехоте приблизиться к машине в упор и установить магнитную мину или любой другой подобный досадный сюрприз. К слову, эта тактика, несмотря на кажущуюся примитивность, была вполне результативной. Именно таким способом спецназ КНС (Nimbus Commandos), во время битвы за Джабиим, сумел уничтожить несколько АТ-АТ из экспериментальной серии.
Дополнительным оружием «Джаггернаута» была бластерная пушка, находившаяся в турели на крыше корпуса. Она использовалась для уничтожения легкой техники и пехоты на расстоянии от 20 метров до 1.5 км. Эта же пушка применялась и в качестве зенитной, защищая «Джаггернаут» и десант от аэроспидеров, низколетящих истребителей и бомбардировщиков. Ну и последним оружием «Джаггераута» были два десятизарядных автоматических гранатомета, использовавшиеся преимущественно для заградительного огня во время высадки десанта, а также для поражения солдат противника, укрывшихся за зданием или на обратном скате холма.
Кстати о десанте. «Джаггернауты» использовались для выполнения самых различных заданий. Они были полезны при прорыве обороны, разведке боем (атаки в стиле «ударил-убежал»), сопровождении и перевозке ценных грузов и даже в роли мобильного командного пункта. Однако главной ролью «Джаггернаутов» на поле боя (как и для АТ-АТ) была перевозка пехоты и поддержка ее огнем. Одновременно «Джаггернаут» мог перевозить полнокровный пехотный взвод, плюс отряд минометчиков, снайперов или разведчиков. Десантный отсек находился в центральной части машины. Посадка/высадка десанта происходила через две широкие (более 2 метров) бортовые двери с аппарелями. Ширина дверей позволяла вместе с пехотой перевозить легкие спидеры, станковые бластеры, пушки и другое тяжелое вооружение.
Уникальной особенностью всех известных «Джаггернаутов» была выдвижная башня. На ней находилась часть сенсоров, антенна связи и место наблюдателя. В боевом положении башня находилась внутри корпуса и выдвигалась только при отсутствии поблизости противника и при необходимости точно определить местоположение неприятеля. Башня была особенно полезна для анализа воздушной обстановки и при «заглядывании» за холм или другое естественное препятствие. Кроме этого, башня могла использоваться в качестве пункта наблюдения для артиллерийского корректировщика.
Кстати, именно телескопическая башня была самым незавидным местом на борту «Джаггернаута». Ведь если данных бортовых и башенных сенсоров было недостаточно, командир мог отправить кого-нибудь из членов экипажа осмотреть местность «дедовским методом» при помощи бинокля. Схожесть человека, сиротливо сидящего на мачте, с мишенью в тире напрашивается сама собой. Хотя и сама башня была весьма уязвимым устройством. Противник мог легко повредить сенсоры, находящиеся на ней, даже огнем легких бластеров или случайно задев ее осколками. Без сенсоров на башне экипажу оставалось полагаться только на сенсоры в нижней части машины, обзор которых естественным образом ограничивался рельефом местности.
Теперь несколько слов о броне. О степени защищенности и боевой живучести «Джаггернаута» наверняка слагали легенды. Машина была столь же крепка, как и АТ-АТ, и была способна выдержать такой же серьезный обстрел, как и ее четвероногий собрат. Кроме того А5, также как и АТ-АТ, имел средства защиты от электромагнитного (ЭМИ) оружия. Впрочем, первым из шагоходов, на который массово устанавливалась эта система, был АТ-ТЕ.
Джаггернауты с честью прошли всю Войну Клонов, провоевав с первого до последнего дня. Но после войны их боевая ценность для передовых подразделений значительно снизилась. В эти годы армия Империи стремительно оснащалась новой боевой техникой, и в ней больше не было места морально устаревшим «Джаггернаутам». В итоге, большая часть оставшихся «Джаггернаутов» была отправлена доживать остаток своей механической жизни в миры Внешнего Кольца. Кроме этого, много машин было передано вооруженным силам планет, входивших в состав Империи.
Из-за того что воинские части, дислоцированные во Внешнем Кольце, снабжались по остаточному принципу, некоторым подразделениям приходилось подолгу дожидаться запчастей (как это можно видеть из цитаты, приведенной выше), и из-за этого «Джаггернауты» могли простаивать в ремонтных боксах по нескольку месяцев, дожидаясь запчастей.
Однако не стоит думать, что имперские военачальники окончательно списали ветерана со счетов. Известно, что экипажи для этих машин готовили не в секторальных, а в элитных академиях, одновременно с экипажами АТ-АТ. В частности, экипажи «Джаггернаутов» обучали в престижной Рейтальской военной академии (Raithal Academy), находившейся в одноименной системе. К тому же, перевод «Джаггернаутов» во Внешние Территории стал не медленной смертью, как это может показаться на первый взгляд, а скорее вторым рождением. Ведь именно вдали от центра галактики имперским войскам чаще всего приходилось добивать Осколки КНС, подавлять наиболее яростные мятежи, уничтожать самые крупные банды пиратов и приводить к подчинению враждебно настроенные к Империи мелкие государства.
В годы ГГВ в рядах имперской армии был наибольший парк «Джаггернаутов» в Галактике. Однако множеством этих машин продолжало оставаться во владении корпораций и даже главарей преступного мира. Иногда «Джаггернауты» приобретали на «черном рынке», но часть машин попадала «не в те руки» прямиком с полей сражений. Из-за больших габаритов и массы данной техники, офицеры снабжения могли счесть эвакуацию поврежденной машины и ее ремонт экономически нецелесообразной. В таком случае, «Джаггернаут» попросту бросался там, где был подбит. И вот тут на сцену выходили мусорщики. Они-то и восстанавливали подбитую технику и продавали криминальным картелям, крупным корпорациям и повстанческим группировкам. Впрочем, и сами повстанцы никогда не брезговали «покопаться в мусоре», оставшемся на поле брани.
В той или иной степени «Джаггернауты» провоевали всю Галактическую Гражданскую войну. Лишь небольшое количество этих гигантов в рабочем состоянии дожило до Вторжения йуужань-вонгов. А те, что остались, требовали постоянного технического обслуживания и квалифицированных механиков.
«Джаггернаут» модели А5 и, частично, модели А6 был этапной машиной для бронетанковых войск многих планет Галактики. Он верой и правдой служил Великой Армии Республики (ВАР), достойно сражался за имперский Новый Порядок и сумел послужить даже делу Восстания и борьбе за возрождение Республики. Кроме этого, конструкция «Джаггернаута» оказала некоторое влияние на создание знаменитого АТ-АТ: например, дизайн переднего поста управления «Джаггернаута» практически без изменений «перекочевал» в своего преемника.схема Джаггернаута
Справка.
Джаггернаут – термин, традиционно олицетворяющий понятия «непреклонная сила» и «всесокрушающая мощь», а также использующийся для описания того, кто идет напролом, не обращая внимания на препятствия и недоброжелателей.
Этимология слова «джаггернаут» восходит своими корнями к Индии и происходит от санскритского слова «джаганнатха» (в оригинале - जगन्नाथ), что в переводе означает «владыка Вселенной». Это слово является одним из имен Кришны в индуизме. Культ Джаганнатхи особенно распространен на востоке Индии, в штате Орисса (उड़ीसा).
Что уж тут сказать… Трудно придумать лучшее название для столь мощной боевой машины.
За кадром.
Как известно, впервые на экранах «Джаггернаут» появляется в Новой Трилогии, а если точнее – в III эпизоде Саги. Однако источником вдохновения для создания «Джаггернаута» в фильме послужили ранние наброски (концепт-арты), использовавшиеся при создании V эпизода. В частности, впервые огромную колесную бронемашину, весьма напоминающую «Джаггернаут», мы можем заметить среди работ Джо Джонстона (Joe Johnston). Мало кто знает, но базу мятежников на Хоте в V эпизоде Оригинальной Трилогии имперцы должны были атаковать именно на огромных колесных танках. Но, по всей видимости, Лукас счел огромные шагающие машины более экзотическим видом военной техники и решил остановиться на них. По правде говоря, Лукас не прогадал, и четвероногие шагоходы стали одним из символов Звездных Войн.
Девять лет спустя авторы развивающие Star Wars вернулись к идее огромной колесной бронемашины, воплотив ее на страницах «Imperial Sourcebook» - справочника, написанного издательством West End Games для ролевой системы D6, адаптированной под реалии мира Звездных Войн. Кстати, именно в этом справочнике, вышедшем в 1989 году, бронемашина впервые получила официальное (каноничное) имя «Джаггернаут» и обозначение HAVw A5. Первое появление «Джаггернаута» в художественной литературе состоялось в романе «Darksaber», написанном писателем Кевином Андерсоном (Kevin J.Anderson) и выпущенном издательством Bantam Books в далеком 1995 году. Впоследствии «Джаггернаут» появлялся во многих справочниках и художественных произведениях, весьма понравившись фанатам.
Дж. Лукас, желая привнести в Новую Трилогию некоторые элементы из Расширенной Вселенной (Expanded Universe), не позабыл и про «Джаггернауты». Правда, в III эпизоде они, для внушительности, были сделаны намного крупнее своих РВ-шных аналогов и отличались экстерьером. Это различие было объяснено в вышедшем в скором времени справочнике «Revenge of the Sith: Incredible Cross-Sections» существованием модели А6 – следующего шага в развитии «Джаггернаутов».