Биологическая классификация
Тип - Разумные
Физические характеристики
Средний рост - 0,85 - 1,4 метра
Отличительные признаки - Горящие глаза.
Социальная информация
Планета происхождения - Татуин
Язык - Джавский
Известные представители
Аккик
Клепти Б'эй
Ттил Ккак
Фрхон
Хет Нкик
Изиз (джава)
Датча
Близз
Джек Нкик
Небит
«Терпеть не могу этих джав! Отвратительные создания!»
— C-3PO (источник)
Джавы (иногда йавы, англ. Jawa) — невысокие гуманоиды с планеты Татуин. Джавы носили просторные одежды, скрывавшие их с ног до головы. Джавы кочевали по пустыне на гигантских краулерах в поисках вышедшей из строя техники, мастерски чинили её и продавали местным фермерам.
Биология
Ксенобиологи галактики не пришли к единому мнению о происхождении джав. После изучения останков джав учёные семьи Баобаб пришли к выводу, что джавы имели щуплые тела, морщинистые личики и жёлтые либо красные горящие глаза. Одни исследователи утверждали, что джавы и таскены, две аборигенные расы Татуина, произошли от общего предка, расы кумумга, так как обе расы имели общие генетические маркеры, другие учёные полагали, что джавы произошли от людей.
Имелось также мнение, что джавы произошли от грызунов, которые стали прямоходящими за счет того, что поднимались на задние лапы, чтобы достать грибы и мох, который рос на стенах подземных пещер - тех самых, где когда-то были редкие природные источники, вокруг которых и развивалось общество джав. Через какое-то время источники иссякли, но джавы на диво быстро и умело приспособились к новым условиям жизни.[источник?] Для защиты от лучей двух солнц они стали носить изготовленные вручную балахоны с капюшонами, так что из-под одежды были видны только сверкающие глаза. Балахоны помогали джавам уменьшить потерю влаги с поверхности тел, скрывать свои личности и рассеивать тепло тел.
В среднем джавы имели рост около одного метра, у них были гибкие крошечные ручки и ножки. Для защиты чувствительных глаз от яркого солнечного света джавы использовали полированные оранжевые драгоценные камни, укреплённые на ткани. Единственными частями тела, которые были видны из-под одежды, были их руки, на ладонях которых часто имелись пучки шерсти, и иногда ступни ног.
Большинство гуманоидных рас отмечали, что джавы издавали характерный сильный запах. Это объяснялось двумя причинами: во-первых, джавы пропитывали свои балахоны особым раствором, предохранявшим тело от потери влаги, а во-вторых, в условиях пустыни они крайне редко мылись, считая это ненужной тратой ценной воды. Для самих джав этот запах содержал огромное количество информации: он позволял опознать соплеменника, определить состояние его здоровья, узнать о принадлежности к определённому клану, содержание последней трапезы джавы, его возраст и даже его настроение.
В складках капюшонов джав гнездилось множество летающих насекомых, так что вьющиеся перед лицами мошки рассматривались почти как часть их самих.
В ходе эволюции у джав развилось несколько важных для их выживания черт, такие как великолепное ночное зрение, сильная иммунная система и эффективная пищеварительная система. Нормальная температура их тела была около 46 °C, что приводило к высокой скорости метаболизма.
Рацион
Джавы добывали воду из произраставших на Татуине цветов фаннел - они опускали в бутоны свои длинные носы и высасывали сок; питались же они по преимуществу плодами хубба тыкв - фрукта, который мало кто из людей был способен переварить, но зато сами джавы называли его «плодом жизни». Вместе с тем, джавы питались и мясной пищей; особенно они любили жесткое и едкое мясо сквиллов.
Общество и культура
«Только песок не меняется. Все остальное изменчиво».
— Изиз (источник)
Экономическая деятельность
Джавы - известные мусорщики
Джавы были социальной расой, строго придерживавшихся традиций мусорщиков, большую часть своей жизни проводивших в пустынях Татуина в поисках металлолома, дроидов и механических устройств, оказавшихся здесь в результате тысячелетий космических путешествий и технологической деятельности колонистов и сохранявшихся в сухом климате планеты практически в неизменном виде. Большинство не-джав считали их как мусорщиков и воров, и на самом деле большинство джав находили приятными подобные эпитеты.
На жизнь джавы зарабатывали тем, что собирали в пустыне обломки техники, чинили или перерабатывали их; нередко они присваивали всё, что плохо лежит, особенно если это что-то не было надежно заперто. Джавы были настоящими мастерами в ремонте всяческого оборудования, а обломки, которые не поддавались ни ремонту, ни переработке, они переплавляли в изготовленных ими печах, работавших от солнечной энергии.
Неофициальный девиз джав гласил: не ищи способа использовать найденную вещь, ищи кого-то, кто может найти применение для неё. На практике этот подход проявлялся в том, что джавы пытаются торговать своим хламом практически с каждым разумным существом, с которым сталкиваются. Они обладали своего рода инстинктивным чувством техники и электроники, зная, как починить то или иное оборудование достаточно хорошо, чтобы его можно было продать.
Общественный строй
Общество джав делилось на кланы или племена. Раз в году все племена джав встречались в гигантской котловине на дне Дюнного моря, где они торговали, общались, рассказывали друг другу разные басни, а также выдавали, точнее продавали, сыновей и дочерей в соседние племена - так называемая «брачная торговля» считалась очень хорошим и прибыльным делом, поскольку гарантировала продолжение и распространение того или иного рода.
Вся культура джав была сосредоточена на институте семьи. Представители этого народа гордились своими родственными связями и родословными; в языке джав существовал богатый лексический пласт для обозначения степеней родства - около сорока названий. Кланы тщательно прослеживали все разветвления рода и вели о них подробные записи. Джавы путешествовали кланами на больших гусеничных транспортах, которые назывались песчаными краулерами. Эти работавшие на ядерном топливе экипажи были завезены на планету ещё во времена правления Старой Республики. Каждый краулер был способен вместить не менее трёхсот джав, причем одновременно он представлял собой полностью укомплектованную мастерскую, так что джавы в ходе кочевья занимались починкой различного оборудования.
Большинство джав кочевало в поисках останков техники, подлежащих ремонту и переработке; однако какая-то часть клана оставалась в стенах крепостей, сооружённых из крупных обломков звездолётов. Самые опытные мастера-ремонтники жили оседло в крепостях, где и выполняли наиболее тонкие работы, слишком сложные, чтобы осуществлять их на борту краулера. Крепости часто подвергались нападениям тускенских рейдеров, которые убивали джав, чтобы захватить их имущество и воду, а потому джавы были крайне осторожны и даже склонны к паранойе. Однако лучшим средством обороны они считали свои крепости и старались строить их как можно более прочными и неприступными. Сражаться джавы не любили - вследствие своего невеликого роста, в случае нападения они чаще всего не защищались, а сразу пускались в бегство. Однако если джаву припереть к стенке, он проявлял большую сноровку в обращении с оружием, которое клан обычно собирал в пустыне.
Во время путешествия вдали от крепости джавы могли разбивать лёгкие временные лагеря, состоящие из нескольких небольших навесов.
Наиболее важной персоной в пределах клана являлась женщина-шаманка, которая, как верили её соплеменники, обладала способностью предсказывать будущее. Шаманки также налагали заклятия, чары и благословения для защиты племени и процветания сородичей. В течение жизни каждая шаманка находила себе ученицу, которой и передавала весь свой опыт и знания, чтобы та заняла её место после смерти.
В силу своего статуса именно шаманка в конечном итоге принимала все решения относительно перемещений клана, его защиты и повседневной жизни. Шаманка не путешествовала на краулере, но постоянно жила в крепости, поскольку там она была в большей безопасности.
Джаву можно было легко узнать по коричневым просторным балахонам с капюшонами (хотя, случалось, они носили балахоны иных цветов).
Джавы умели ловить и приручать животных, используя их для верховой езды. Чаще всего это были ронто; на спинах этих гигантов джавы чувствовали себя в относительной безопасности.
Помимо песчаных краулеров, джавы использовали для передвижения по пустыне самую разную технику, которую только могли добыть, в том числе репульсорную, такую как скифы и одноместные поды.
Язык
Джавы говорили на меняющемся и очень быстром языке, который буквально сводил с ума лингвистов.
Помимо голосовой составляющей, джавы использовали запахи для внесения в слова акцентов и интонаций. Для более лёгкого общения во время торговли с другими видами джавы использовали упрощённую форму своего языка, так называемый джавский торговый язык, в котором запахи не использовались и который был доступен для понимания видов, которые обычно вели торговлю с джавами.
История
«У джав есть склонность подбирать все, что плохо лежит, Люк. Но не забудь: они боятся даже собственных теней».
— Оуэн Ларс — Люку Скайуокеру (источник)
Считается, что джавы были потомками расы кумумга, которая населяла Татуин ещё до создания Галактической Республики и даже прежде, чем планета превратилась в пустыню. Около 25200 ДБЯ Бесконечная империя раката за то, что те бросили вызов их власти, наказала кумумгу, проведя орбитальную бомбардировку, которая превратила поверхность цветущего Татуина в оплавленную стеклообразную массу, которая позднее разрушилась и стала песком пустыни. Это резкое изменение климата раскололо кумумга на две расы: высоких горфа (позднее эволюционировавших в Народ песков), и низких джав. Однако уже во времена Гражданской войны джедаев джавы заявляли, что не считали себя состоящими в родстве с Народом песков, а также пришельцами на Татуине. Было ли это действительно так, или они специально дистанцировались от своих более сильных двоюродных братьев, неизвестно. Кроме того, поскольку Народ песков знал свою историю из передававшихся из поколение в поколение устных рассказов, спорно, знали ли джавы о своей истории.
Исследование древних каменных изваяний, найденных на многочисленных планетах, включая Кореллию и даже Корусант, побудило учёных Имперского археологического отдела в 1 ПБЯ выдвинуть гипотезу, что авторами этих изваяний были джавы и что их раса некогда путешествовала среди звёзд. Неизвестно, подтвердили ли дальнейшие исследования их гипотезу.
Приблизительно в 3959 ДБЯ Корпорация Цзерка завезла на Татуин большое количество песчаных краулеров, намереваясь проводить здесь масштабные горнодобывающие работы. Однако вскоре после этого они обнаружили нестабильную природу местных руд. После того, как корпорация оставила планету, джавы присвоили песчаные краулеры, которые стали использовать как передвижные дома. Песчаные краулеры радикально изменили цивилизацию джав, став для их племён передвижными крепостями, позволив им в относительной безопасности путешествовать по пустыне в поисках брошенных ценностей. Эти транспортные средства послужили свидетельством способности джав находить необычные и нетрадиционные способы использования техники, и с другой стороны требовали постоянного поддержания их в рабочем состоянии.
Когда на Татуине поселились колонисты, джавы, в отличие от Народа песков, не проявляли к ним враждебности. В своих песчаных краулерах джавы колесили по пустыне, собирали старых дроидов или оборудование, брошенное фермерами-влагодобытчиками и другими поселенцами, и затем продавали их любому покупателю, готовому купить их или обменять на что-то иное. Иногда джавы могли воровать вещи, которые привлекли их внимание, и это привело к тому, что поселенцы смотрели на них с подозрением. Предположительно они использовали деньги, вырученные при торговле, для покупки у поселенцев или других джав припасов или других предметов первой необходимости.
Некоторые джавы эмигрировали на другие пустынные миры, например, Рилот и Флоррум, или планеты-свалки, например, Раксус-Прайм, который был домом для клана Микну. Джав видели даже на таких планетах, как Генон, Аркан IV и даже Корусант.
В 0 ДБЯ группа татуинских джав поймали бежавших от мперии дроидов R2-D2 и C-3PO и принесли их в свой краулер, а затем продали их фермеру Оуэну Ларсу. Это стало фатальным для них: вскоре имперские штурмовики уничтожили этот краулер и убили всех находившихся на нём джав.
В 4 ПБЯ Ттил Ккак, капитан одного из краулеров, обнаружили на потерпевшем аварию космическом корабле ранкора, которого он продал Джаббе Хатту.
Вскоре после Битвы при Эндоре группа из 480 джав была привезена на Эндор в рамках частной экспедиции по спасению ценного оборудования из обломков, осталось после боя. Они якобы подняли мятеж, образовав бродячую банду и и грабя тех, кто прилетал на Лесистый спутник.
В 17 ПБЯ некоторые джавы были насильственно вывезены на астероид Скачок-5 Хода контрабандистов для того, чтобы они ремонтировали поврежденное имперское оборудование.
Описания учёных
В своих неопубликованных заметках о поездке на Татуин старший этнограф Хуул описывает, с каким уважением джавы относятся к шаманкам:
«Песчаные люди ворвались в крепость и вихрем пронеслись по ее территории, убивая джавов и забирая их имущество, а я прибился к группе оборонявшихся, которая мчалась к дому шаманки. Мы выстроились вокруг этого сооружения из сваренных кусков металла, вытащили бластеры старых моделей, пращи и острые металлические пики. И когда тускенские воины двинулись в атаку, джавы храбро сражались, жертвуя жизнью, лишь бы защитить шаманку.
Несмотря на маленький рост, они стойко держали оборону, и тускенам не удалось добраться до шаманки. На защиту ее дома встало пятнадцать джавов, и только трое уцелело, когда тускены покинули крепость, унося с собой все самое ценное. Но, поскольку большая часть клана как раз была в отъезде и путешествовала на краулере, а шаманку удалось уберечь, клан остался цел, а крепость можно отстроить заново.
И вот, в ночи, уцелевшие джавы чинили свои дома, и песни скорби и торжества оглашали пустыню».
Известные джавы
Datcha
Изиз
Аккик
Клепти Б'эй
Ттил Ккак
Фрхон
Датча
Р'кик Д'нек
Герат
Иаса
Калит
Авед Луун
Небит
Хет Нкик
Джек Нкик
Хеа Нкуул
Тедит
Уиматика
Уиттин
Близз
Таскены
Биологическая класификация
Тип Разумные
Физические характеристики
Средний рост От 1,8 до 1,9 м
Социальная информация
Планета происхождения Татуин
Язык - Таскенский
Известные представители
А'Шарад Хетт (посвящён)
А'Ярк
А-Зулмун
КкХ'Оар'Ррхр
Орр Агг Р'орр
Шарад Хетт (посвящён)
К'Шик (посвящена)
Сливен
УРоРРуР'Р'Р
РР'уруурр
«Эти таскены похожи на людей, но на самом деле они жестокие, бездушные монстры».
— Клигг Ларс (источник)
Народ песков, чаще называемый таскенскими рейдерами или просто таскенами (тускенами) — примитивные кочевые племена Татуина, враждебные по отношению к местным поселенцам. Народом песков их назвали из-за жизни в пустыне, это название было распространено примерно в 4000 ДБЯ. Однако в поздние времена после нападений на форт Таскен в 98-95 ДБЯ раса получила название таскенских рейдеров. Несмотря на то, что этот термин чаще всего использовался для обозначения всех представителей расы, по сути он относился только к участникам нападений на поселения.
Учёные, изучающие прошлое таскенов, использовали название горфа для обозначения их ранней оседлой культуры, а также термин кумумга, обозначающий самую первую разумную цивилизацию на планете, которая считается предшественником как горфа, так и джав. В культуре таскенов обнажение любой части тела было под запретом и рассматривалось, как позор.
Биология и внешний вид
«Они как звери, и я перебил их, как зверей. Я их ненавижу!»
— Энакин Скайуокер о резне в лагере таскенов после смерти своей матери, Шми (источник)
Во время битвы при Ааргонаре А'Шарад Хетт рассказал Энакину Скайуокеру, что таскены биологически не совместимы с людьми. Это означает, что таскены не являются подвидом людей.
Как известно, народ песков принимал и воспитывал некоторых осиротевших детей поселенцев, таких как К'Шик, после рейдов по населённым пунктам и конвоев, аналогично мандалорцам. Кроме того, рыцарь-джедай Шарад Хетт смог заслужить уважение среди таскенов благодаря своему выдающемуся боевому мастерству. Помимо этих редких случаев люди больше никогда не жили среди таскенов.
Научные исследования, проводимые над найденными трупами представителей народа песков, оказывались безрезультатными. В этом можно винить суровый климат Татуина или враждебность самих таскенов, но, так или иначе, весьма часто любая информация о них была основана лишь на слухах и неподтверждённых свидетельствах. Тем не менее, утверждение А'Шарад Хетта о биологической несовместимости таскенов и людей можно считать правдой, так как А'Шарад провёл немало времени среди народа песков и многое знал о своих соплеменниках.
Считается, что тускены и джавы произошли от общего предка, расы кумумга, которая была порабощена Бесконечной Империей и вывезена с Татуина для работы на других планетах. Впоследствии народ песков был одной из порабощённых рас, используемых в строительстве «Звёздной кузницы». Учитывая то, что кумумга считались людьми или родственной им расой, вполне возможно, что таскены могли быть связанны с человеческим родом. Однако родство не было достаточно близким, чтобы народ песка унаследовал все внешние признаки людей. Энакин Скайуокер сразу понял, что А'Шарад Хетт не принадлежит к таскенам генетически, когда последний снял маску и показал своё лицо; это означало, что юноша уже был знаком с внешностью представителей народа песков. Позже Скайуокеру приснился кошмар, в котором фигурировал таскен с частично обнажённым лицом; однако неизвестно отражает ли это появление истинное обличье таскенов или является лишь игрой воображения Энакина.
Могильные таскены, группа воинов, которые присягнули на верность тёмному джедаю по имени Мо, позволяли себе ходить с открытыми лицами. Таскены имели тёмные глаза и сероватый цвет лица, которое напоминало кошачью морду.
Общество и культура
Жизнь в пустыне
«На Татуине сам воздух и свет солнц — наши враги.»
— Шарад Хетт (источник)
Культура народа песков была определена, прежде всего, экстремальным климатом Татуина: бесплодные пустоши, засушливые ветра и невыносимая жара пустыни, а после наступления темноты - ледяное, смертельное оцепенение.
В подобной местности выживание стояло на первом месте, поэтому таскены на самом раннем этапе своего существования стали обматывать себя с головы до ног полосами ткани и облачаться в потрёпанные одежды, имевшие цвета пустыни, чтобы защититься от неблагоприятного климата. Не удивительно, что эти атрибуты стали отличительными признаками представителей народа песков и основой их образа жизни.
Таскены были разделены на небольшие племена и кланы, которые кочевали по всей поверхности Татуина, но больше всего представителей народа песков было сосредоточено в Юндленской пустоши, а именно в области под названием Иглы, куда на время переселялись многие кланы во время сезона песчаных бурь. Иногда различные кланы воевали за территории и даже объединялись под началом мощного военного лидера. Они проводили свои масштабные рейды по территориям Юндленской пустоши и Дюнного моря, уничтожая любого, кто встретится им во время их диких налётов. Путешествуя на подготовленных бантах, таскены могли быстро появляться из пустыни, ступая по одним и тем же следам, чтобы скрыть своё число, и также быстро исчезать с трофеями и пленниками. Из-за отсутствия передовых технологий, первобытного строя общества и примитивной жестокости таскены считались бездушными варварами среди остального населения галактики.
Хотя некоторые виды одежды разнятся от племени к племени, основные элементы остаются неизменными. Глаза представителей народа песков были покрыты обычными визорами, которые защищали от солнечных лучей. Ниже были расположены два примитивных фильтра, которые облегчали дыхание, а устройство, расположенное вокруг шеи, увлажняло воздух, принятый в лёгкие. Таскены были также узнаваемы по их традиционному оружию, которое носило название гадерффай. Это оружие было настолько неотъемлемо от культуры народа песков, что таскены часто совершали ритуальное самоубийство, если получали травму, из-за которой больше не могли владеть гадерффаем. Несмотря на то, что представители народа песков отказывались от современных технологии, многие таскены использовали самодельные винтовки, сделанные из выброшенного или похищенного метала.
Одежда женщин народа песков была более разнообразна по сравнению с мужской, хотя в некоторых племенах мужчины и женщины носили одну и ту же одежду. Часто женщины использовали шкурки и клыки вомп-крыс для украшения наряда. Женщины оставались во временных лагерях вместе с детьми, пока мужская половина племени охотилась или совершала набег, однако, вполне возможно, что существовали племена, где женщины жили и охотились наравне с мужчинами. До взросления дети таскенов носили особые маски, которые не имели ни мужских, ни женских признаков.
Представителям народа песков было запрещено снимать свою защитную одежду в присутствии других членов племени, за исключением моментов рождения, брачных ночей и ритуала совершеннолетия (последние два события часто проходили одновременно), после чего таскены могли жить в своей палатке только с соплеменником, с которым были связанны кровью. За нарушение этого правила провинившегося ждало изгнание или казнь, в зависимости от законов конкретного племени.
Заострённое внимание на внешности и сокрытии физической формы также являлось одним из самых ярких элементов культуры народа песков. Хотя таскены были расценены колонистами Татуина как чужеродные дикари, некоторые представители народа песков имели такие же права, как и сами поселенцы в последние годы существования Галактической Республики.
Социальный строй
«Племена распространялись далеко, удалялись друга от друга, но народ песков продолжал поглощать землю, которая осталась.»
— Перевод фрагмента истории таскенов (источник)
Народ песков был разделён на племена и кланы по 20-30 человек, разбросанные по дюнам и каньонам Татуина. Мужчины играли роль защитников и охотников, часто покидая свои лагеря на длительный срок. Женщины оставались во временных лагерях вместе с охранными животными, массиффами, и детьми, называемыми таскенами ули-а. После обряда совершеннолетия, который проводился в возрасте пятнадцати лет, ули-а становился полноправным членом племени и мог вступить в брак. Брачная церемония была торжественным событием, которое сопровождалось обменом крови между мужчиной, женщиной и их бантой.
Банта была очень важной частью таскенской культуры, так как являлась большим мохнатым четвероногим животным, способным выживать в экстремальных условиях пустыни долгое время; банты всегда были дикими животными, скитающимися по пустыне, но таскены научились приручать их. Каждый представитель народа песков с детства владел собственными ездовыми животными, которые могли использоваться для различных передвижений по пустыне, начиная короткими вылазками и заканчивая миграцией целой родовой общины. Таскены путешествовали верхом бантах, устанавливая специальные крепления на спинах животных.
Основной пищей таскенов была хубба тыква и влага, которую добывали татуинские фермеры.
Несмотря на кочевой образ жизни, в разгар жарких сезонов таскены укрывались в безопасных местах, организовывая полу-постоянные лагеря. Особые пещеры или каньоны, духовно связанные с отдельными кланами часто служили местами погребения или проведения различных ритуалов. Некоторые источники воды, такие как каньон Гафса, считались священными из-за своей редкости и очень хорошо охранялись.
В каждом племени во все времена существовало небольшое число сказителей, которых с рождения знакомили с историей их предков, чтобы в будущем они могли пересказать её во всех подробностях. Эта традиция также была значимой частью культуры таскенов; в качестве сказителей обычно выбирались наиболее важные члены племени. Письменно свою историю представители народа песков не передавали, считая, что такой способ снижает значение истории таскенов. У многих племён была только одна общепринятая история, которую не в коем случае нельзя было изменять. Если сказитель ошибался хотя бы в одном слове, то это расценивалось, как кощунство и каралось смертью. Таким образом, история народа песков в устной форме передавалась из поколения в поколение без каких либо сомнений в её подлинности. Если сказитель племени умирал, не закончив обучение своего ученика, то племя считалось недостойным существования и быстро исчезало в результате внутренней борьбы. В некоторых случаях таскены, которые зарекомендовали себя, как достойные воины, также могли слушать учения сказителя наравне с его учениками.
Мифология
«Таким образом, до сих пор народ песков ненавидит всех чужаков и не даёт им поддержки. Вы приходите вновь, раз за разом, легко адаптируемые рабы машины.»
— Перевод фрагмента истории таскенов (источник)
Истории таскенов, передаваемые сказителями новым поколениям, были очень объёмные и многочисленные, в результате чего у рассказчика уходило несколько часов на то, чтобы поведать их. Около 4000 ДБЯ сказители могли пересказать всю известную таскенскую историю от порабощения кумумга расой раката, которых таскены называли "Строители", и до колонизации Татуина Галактической Республикой.
Протокольный дроид НК-47 считал, что, скорее всего, большая часть истории таскенов была составлена спустя тысячи лет после событий, описываемых в ней, из-за чего впоследствии произошла демонизация раката, которые воспринимались народом песков, как могущественная сила, посланная чтобы испытать стойкость и решимость их предков, а не враждебная раса, покорившая Татуин. Кроме того, в истории говорилось, что кумумга, которые, как выяснилось в ходе проверки, оказались амбициозными и безответственными были изгнаны Строителями с Татуина, а сама планета была опустошена в наказание за провал её обитателей. В качестве альтернативы объяснению, выдвинутому в истории, НК-47 предположил, что поверхность Татуина также могла опустошиться, в результате чрезмерного использования ресурсов планеты.
Мифология народа песков также объясняла их ненависть к чужакам: иноземцы напоминали им об их прошлом в качестве зависимых от технологий кумумга, внешне либо социально. HK-47 предположил, что мог также иметься давнишний страх, что чужаки были потомками испорченных представителей народа песков, некогда похищенных ракатанцами.
Таскены считали, что два татуинских солнца на самом деле являлись живыми существами, называемые Небесные братья. По легенде старший из них когда-то попытался убить младшего, но не сумел и был вынужден податься в бега, скрываясь от брата, который жаждал уничтожить предателя.
Ритуалы
«Их культурное наследие богато и жестоко, неизменно после многих тяжёлых столетий на Татуине.»
— Маммон Хул (источник)
Большинство ритуалов народа песков проводились при участии всего племени сразу. Во многих племенах таскены-подростки были обязаны пройти ритуал под названием "Обряд крови", в ходе которого молодое поколение демонстрировало навыки охоты, путём захвата какого-либо существа, а после несколько недель истязая его, пока добыча не умрёт. Большинство предпочитало выбирать в качестве жертвы таких существ, как рососпинник или врейд, но самое большое признание заслуживал охотник, который выбирал разумное существо. Самое достойное испытание для взрослого мужчины была охота на крайт-дракона и его жемчужину, которая покоилась в животе зверя. Члены таскенского племени очень часто изготавливали специальные ритуальные маски из натуральных материалов для использования в обрядах или праздниках.
Кроме этого, представители народа песков иногда обстреливали участников гонок Бунта Ив Классик, воспринимая это занятие, как развлечение и месть за вторжение на их земли.
В культуре народа песков существовала уникальная связь между всадником и его бантой. Если животное умирало, то наездник часто оставался бродить по бескрайней пустыне в одиночку. Таскены считали, что если дух умершей банты пожелает для своего всадника новое животное, то он его обязательно получит, а если нет, то наезднику оставалось только скитаться среди дюн Татуина и умирать. В племенах к таким таскенам оставались равнодушными, но не в коем случае не презирали. Однако, в 12 ПБЯ Хан Соло и Люк Скайуокер стали свидетелями изгнания таскена, который потерял свою банту.
Энакин Скайуокер стал легендой среди таскенов после того как в одиночку уничтожил целое племя народа песков, отомстив за смерть своей матери, Шми Ларс Скайуокер. Он изображался, как мстительный призрак или демон пустыни, которому таскены приносили ритуальные жертвы на месте расправы над племенем, чтобы задобрить его. В качестве жертв они использовали украденные предметы искусства, различные ценные вещи и даже людей. Однажды такой ритуальной жертвой чуть не стал друг детства Энакина Скайуокера, Китстер Банай.
Язык
«Если вы пытаетесь общаться на таскенском, то понизьте свой голос как можно больше. Попробуйте рычать и хрюкать, тем самым формируя звуки из их фонетики.»
— Эбенн Кью3 Баобаб (источник)
Представители народа песков говорили на гортанном языке, известном как таскенский. Многие таскенские имена были довольно длинные и выделялись многочисленными остановками, как, например: КкХ'Оар'Ррхр, УРоРРуР'Р'Р, РР'уруурр. Тем не менее, в некоторых кланах существовали и короткие имена, как Сливен, а также А'Шарад Хетт и К'Шик. Последние были образованы от имён родителей и соответствующих приставок: "А", обозначающей сына, и "К", обозначающей дочь.
Таскены также были знакомы с хаттским и джавским языками, так как часто вступали в контакт с существами, говорящими на них.
Будучи известны ещё как горфа, таскены использовали логографическую форму письма, но со временем она потеряла свою актуальность среди народа песка с упадком их цивилизации и деградировала до примитивных символов. При отсутствии письменности народ песков полагался на устные истории, чтобы передавать легенды и рассказы о своих предках.
Во времена Войн клонов языковой пакет народа песков был продан, как расширение для протокольных дроидов, что позволило им понимать и переводить язык таскенских племён.
История
«Таскены существуют. И это всё, что следует знать о них остальным.»
— Алхар (источник)
Согласно истории, которая передавалась через сказителей, эволюцию таскенов можно проследить до кумумга, технологически продвинутой расы, заложившей множество огромных городов на тогда ещё покрытом растительностью Татуине. В течении тысячелетий кумумга освоили межзвёздные путешествия среди миров Внешнего кольца и за его пределами, чем привлекли внимание Бесконечной Империи ракатанцев, которые позже завоевали и поработили Татуин. Незадолго до 25200 ДБЯ кумумга восстали против захватчиков, но поплатились за это орбитальной бомбардировкой планеты и были оставлены умирать на опустошённом Татуине. Однако, кумумга ожидали подобный поворот событий и смогли выжить, укрываясь в пещерах по всей планете. Со временем они разделились на два отдельных вида, джав и горфа.
Следующие тысячи лет горфа вели кочевой образ жизни, пытаясь примириться с их новой сущностью в период, который получил название "Долгий путь". После этого, в 5000 ДБЯ на Татуин прибыли первые колонисты Галактической Республики, что привело к истощению многих источников воды на планете и преобразованию горфа в народ песков. Чтобы выжить таскены были вынуждены воровать и адаптировать технологии колонистов, вручную создавая из них уникальное снаряжение, благодаря которому они впоследствии стали известны. В 4000 ДБЯ таскены находились в состоянии войны с поселенцами, совершая регулярные набеги, которые стали одной из причин, заставивших Оружие Цзерки свернуть операции по добыче полезных ископаемых.
После этих событий Татуин, судя по всему, был забыт остальной Галактикой на несколько тысяч лет и в 1100 ДБЯ был вновь официально открыт. Несмотря на то, что в шестом веке до битвы при Явине колония по добыче полезных ископаемых снова была открыта, ключевой момент истории народа песков и их отношений с чужеземцами произошёл приблизительно в 550 ДБЯ, когда они столкнулись с разбойником по имени Алхар.
Первоначально Алхар был сотрудником отдела расовой принадлежности и социализации, изучавшим народ песков, и даже заслужил кое-какое доверие среди коренных жителей Татуина. Через какое-то время Алхар отвернулся от колонистов и, став бандитом, занял удалённую крепость в пустыне, которая ранее принадлежала монахам Б'омарр на протяжении многих веков, а уже после смерти Алхара стала резиденцией Джаббы Десилиджика Тиуре и его криминальной империи. Не известно насколько тесно бандитизм Алхары был связан с народом песков, однако на самом пике своей преступной он заключил союз с группой таскенов, чтобы уничтожить небольшой полицейский гарнизон, после чего предал своих союзников и разрушил их лагерь. Впоследствии это стало причиной новой кровавой войны между поселенцами и народом песков.
В 100 ДБЯ с Бестина IV на Татуин прибыло судно колонистов «Вдовствующая королева». Новыми поселенцами был основан город Бестин, который стал новой столицей планеты, и форт Таскен, построенный на северном краю Юндленской пустоши. Несмотря на то, что новоприбывшие колонисты были осведомлены о народе песков, это не помогло им защитить форт Таскен от постоянных налётов таскенов в период между 98 и 95 ДБЯ, из-за чего поселенцы были вынуждены оставить форт на произвол судьбы. С тех пор среди колонистов представители народа песков стали называться таскенскими рейдерами.
Через какое-то время после отбытия Биггса Дарклайтера с Татуина среди таскенов прокатились масштабные волнения, причины которых неизвестны.